Главная » Статьи » Ненаглядные пособия » Конспекты |
15 известных личностей в истории Русской православной церкви для повышенного уровня
Список в первую очередь будет полезен олимпиадникам, которым часто приходится встречаться в заданиях с малоизвестными историческими деятелями. Имена приведены по алфавиту и охватывают период с XII по XVII вв.
Башки́н МатвейПринадлежал к верхушке московского дворянства, прихожанин придворного Благовещенского собора. Башкин пришел к выводу, что церковные обряды не нужны, отрицал иконы и даже «таинство» исповеди. Пришел он и к социальному вольнодумству: считал, что холопство противоречит христианским идеалам, нельзя своего «брата» держать в неволе. В 1553 г. после пыток Башкин был осуждён и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Вонифа́тьев СтефанДуховник царя Алексея Михайловича. Участник кружка «Ревнителей древнего благочестия» (вместе с И. Нероновым, Ф. Ртищевым, протопопом Аввакумом, будущим патриархом Никоном и др.). Этот круг приближённых царя Алексея Михайловича (1645 — 1676 гг.), выступал за осуществление церковной реформы, но его члены высказывались за разные пути её проведения.
Даниил (Игумен Даниил, Даниил Паломник)Автор первого русского произведения в жанре хождения - «Хождения в Святую землю». В нём он описал своё путешествие в «Святую землю» Палестину, совершенное в 1104 – 1106 или в 1106 – 1108 гг.
Го́нзов ГеннадийНовгородский архиепископ. Вёл ожесточённую борьбу против ереси «жидовствующих» в Новгороде. Ради победы над ними готов был даже пойти на союз с католиками: он восхищался испанским королём Фердинандом Арагонским, который «очистил» Испанию от еретиков и иноверцев. Также при дворе Геннадия доминиканский монах Вениамин переводил католические антиеретические трактаты. По приказу Геннадия некоторых еретиков наказали в Новгороде кнутом. В 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь.
Грек МаксимНе путать с иконописцем Феофаном Греком! Настоящее имя - Михаил Треволис / Триволис. Публицист, писатель, переводчик. В 1518 г. по приглашению великого князя Василия III (1505 — 1533 гг.) прибыл из Афонского монастыря в Русское государство для перевода церковных книг. Принял активное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами, критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы кормлений, что привело к его ссылке. Идеал государства, по Максиму Греку, близок к идее сословно-представительной монархии. Монарх, по его мнению, в своей деятельности должен руководствоваться нормами христианской морали. Максим Грек прославился как публицист: написал многочисленные проповеди, философские и богословские произведения.
Косо́й Феодо́сийБеглый холоп, постригшийся в монахи. Он отрицал не только обряды и священство, но даже христианскую символику, заявлял, что крест — орудие казни Христа — недопустимо обожествлять. Он пошел и дальше: говорил, что у христиан не должно быть властей, а потому призывал не платить налогов и не повиноваться феодалам. Феодосий проповедовал равенство всех народов, что резко противоречило характерной для средневековья религиозной и национальной обособленности. Идеи Феодосия разделяли многие его ученики. От преследований Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.) он бежал в Великое княжество Литовское, где продолжал распространять свое учение среди украинских и белорусских крестьян и горожан, за что его обличал уже противник Грозного, князь А.М. Курбский.
Медведев СильвестрВ миру — Симеон Медведев. Справщик (редактор) Московского печатного двора. Ученик Симеона Полоцкого и, по-видимому, автор окончательной редакции «Академической привилегии» 1678 г., в которой предлагалось учредить первое высшее учебное заведение в России. Несмотря на то, что «привилегия» была представлена царю Фёдору Алексеевичу (1676 — 1682 гг.) в 1682 г., а царевне Софье Алексеевне (регент в 1682 — 1689 гг.) в 1685 г., учреждение Славяно-греко-латинской академии состоялось лишь в 1687 г.
Неро́нов ИванХотя его монашеское имя — Григорий, больше известен по мирскому — Иван. Протопоп Казанского собора на Красной площади в Москве, затем настоятель Переславского Данилова монастыря. Участник кружка «ревнителей древнего благочестия». Как и его друг протопоп Аввакум, Неронов был сторонником исправления церковных книг и обрядов по древнерусским образцам и противником реформ патриарха Никона. Однако со временем отошёл от старообрядчества.
Па́лицын Авраа́мийКеларь (заведующий хозяйством) Троице-Сергиевой лавры. Участник обороны монастыря (1608 — 1610 гг.) от войск Лжедмитрия II (1607—1610 гг.) в годы Смуты. На Земском соборе 1613 г. провозгласил избрание царём Михаила Фёдоровича Романова (1613—1645 гг.). Организатор успешной обороны монастыря от поляков в 1618 г., после чего было подписано Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Автор одного из наиболее известных и ценных исторических источников по периоду Смутного времени – «Сказания». Известна миниатюра, изображающая заседание Земского собора 1613 г.
Патрике́ев Вассиа́н (прозвище — Косой)В миру — князь Василий Иванович Патрикеев. Монах Кирилло-Белозёрского монастыря. Продолжил традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским (лидером нестяжателей).
Премудрый ЕпифанийАгиограф (автор житий святых). В конце XIV - начале XV вв. составил жития известных православных святых — Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Канонизирован.
Пустосвя́т НикитаКрупная фигура церковного раскола. Прославился в правление царевны Софьи участием в диспуте (споре) о вере между сторонниками официальной церкви (никонианами) и старообрядцами, проходившем в 1682 г. в Кремле. Один из главных персонажей картины художника В.Г. Перова «Спор о вере. Никита Пустосвят»
Ры́ло Вассиа́нАрхиепископ Ростовский. Автор «Послания на Угру», обращённого к великому князю Ивану III (1462—1505 гг.) после его отступления в Кременец и начала переговоров с ханом Большой Орды Ахматом. В послании убеждал великого князя упорно сопротивляться («стоять») против татар, развёрнуто ссылаясь на Священное Писание и русские летописи. «Послание» считается образцом жанра для посланий церковных деятелей правителям XVI в.
СильвестрИгумен Выдубицкого монастыря (? - 1123 г.). Переписчик летописи Нестора («Повести временных лет»), автор второй редакции ПВЛ.
Три́фонИгумен Кирилло-Белозёрского монастыря. В 1447 г. снял клятву с Василия II Тёмного (1425—1462 гг.), ранее обещавшего своему двоюродному брату Дмитрию Шемяке не бороться за великокняжеский престол в рамках феодальной (династической) войны в Московском государстве (1425 — 1453 гг.). Клятва была снята под предлогом того, что была дана Василием под принуждением.
Использованная литература: Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие для поступающих в вузы и студентов. / Отв. редактор В. В. Пузанов. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н. И. Павленко. — М.: Высшая школа, 2001. «История: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков; под ред. проф. В.В. Барабанова». — М.: АСТ, Астрель, 2016.
Ссылка: 13 известных личностей в истории Русской православной церкви для базового уровня
___ Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa | |
Категория: Конспекты | Добавил: historystepa (14.01.2021) | |
Просмотров: 4168 | |
Всего комментариев: 0 | |